Главная |
|
Устройство и экплуатация Обслуживание Двигатель Трансмиссия Подвеска и рулевое Тормоза Кузов Электрооборудование Схемы |
Двигатель Крышка двигателя Проверка компрессии в цилиндрах Диагностика двигателя вакуумметром Подготовительные операции к ремонту Приведение поршня в ВМТ Снятие и установка приводного ремня Снятие и установка ремня/цепи ГРМ Проверка и регулировка клапанов ГРМ Снятие и установка распредвалов Снятие и установка ГБЦ Снятие и установка поддона картера Снятие и установка масляного насоса Измерение давления моторного масла Снятие маховика/приводного диска Замена сальников коленчатого вала Замена опор силового агрегата Снятие двигателя Моменты затяжки резбовых соединений Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха Антифриз Опорожнение и заправка системы охлаждающей жидкостью Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения Обслуживание системы охлаждения, промывка Вентилятор системы охлаждения Радиатор системы охлаждения Водяной насос Термостат Системы управления двигателем Система питания Сбрасывание давления в системе питания бензиновых двигателей Проверка состояния и замена топливных линий и их штуцерных соединений Удаление воздуха из топливного тракта дизельного двигателя Удаление загрязнений и воды из системы питания дизельного двигателя Снятие и установка компонентов впускного воздушного тракта Снятие и установка педали газа Снятие и установка топливного насоса/датчика запаса топлива Снятие и установка хомута крепления топливного фильтра (диз) Снятие и установка топливного бака Снятие и установка клапана вентиляции топливного бака (EVAP) Система управления бензинового двигателя Принцип функционирования систем впрыска топлива бензиновых двигателей Снятие и установка топливных инжекторов Система управления дизельного двигателя Принцип функционирования систем впрыскатоплива дизельных двигателей Снятие и установка топливных форсунок Снятие и установка ТНВД Турбокомпрессор и интеркулер - общая информация Сажеулавливающий фильтр (1.9 л) Система выпуска отработавших газов Снятие и установка системы выпуска отработавших газов Снятие и установка сажеулавливающего фильтра (Z19DT) Снятие лямбда-зондов Системы снижения токсичности отработавших газов - общая информация Системы вентиляции и отопления салона Дефлекторы воздуховодов Панель управления отопления/вентиляции/ кондиционирования (HVAC) Электромотор привода смесительной заслонки Электромотор заслонки системы циркуляции воздуха Электромотор управления распределением воздушного потока Рукав подачи воздуха в пассажирский ножной колодец Электромотор вентилятора HVAC Резистивная сборка электромотора вентилятора отопителя Дополнительный обогреватель(дизель) Теплообменник отопителя Электрика двигателя Электрика двигателя Коды неисправностей двигателя Системы зажигания/накаливания и управления Система самодиагностики OBD Применение осциллографа Свечеи, катушки и модуль зажигания Свечи накаливания (дизель) Аккумулятор Генератор Регулятор напряжения, щётки генератора Стартер |
Снятие и установка распределительных валов и толкателей клапанов, проверка состояния компонентов1. Процедура снятия/проверки/установки распределительных валов принципиально похожа для всех двигателей Наиболее подробно она описана для бензиновых двигателей Z16XE/Z18XE Для остальных главное внимание обращено на особенности каждого конкретного двигателя. 2. При снятии крышек подшипников соблюдайте установленную последовательность. Крепеж крышек должен отпускаться равномерно, по спирали от краев внутрь, в несколько приемов, по 1 - 0.5 оборота за подход. На двигателях, распределительные валы которых устанавливаются на отлитые непосредственно в головке цилиндров опоры необходимо соблюдать особую осторожность при ослаблении крепежа снятии крышек опорных подшипников При небрежном обращении можно вывести из строя опоры распределительного вала или крышку подшипнике. Если сломана хоть одна крышка, придется менять всю головку блока, - при изготовлении крышки обрабатываются совместно с головкой и в индивидуальном порядке на рынок запчастей. не поставляются! Установка и затягивание крепежа крышек производиться в порядке, обратном порядку их снятию. Двигатели Z16XE/Z18XE Снятие 3. На моделях с ременным приводов ГРМ для снятия распределительных валов предварительно необходимо снять зубчатый ремень Перед ослаблением зубчатого ремня выведите двигатель из положения ВМТ путем поворачивания коленчатого вала на 60° против часовой стрелки чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ. 4. Перед снятием крышки головки цилиндров предварительно снимите модуль зажигания . Отсоедините все подводящие разъемы электропроводки и шланги. Выверните крепежные болты и снимите крышку. 5. Снимите зубчатые колеса распределительных валов
6. Снимите распределительные валы. в первую очередь снимается выпускной распределительный вал: двигаясь по спирали от краев внутрь (в последовательности, показанной на сопр. иллюстрации), в несколько приемов, равномерно ослабьте болты крепления верхних крышек вала, затем полностью выкрутите болты. 7. При снятии верхних крышек распределительных валов обратите особое внимание на нумерацию крышек при сборке они должны быть установлены строго на свои прежние места, нмерация крышек опорных подшипников распределительных валов показана на сопр. иллюстрации. Если по какой-либо причине метки отсутствуют, их необходимо нанести самостоятельно при помощи маркера.
8. Приподнимите распределительный вал и извлеките его из двигателя, осторожно снимите сальник. 9. Действуя в аналогичной манере, снимите впускной распределительный вал, - при установке валы должны быть установлены только на свои места. 10. Приготовьте 16 небольших прозрачных полиэтиленовых пакетов или чистых пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. При помощи приспособлений извлеките из головки толкатели и разложите их по соответствующим стаканчикам. Замечание: Во избежание вытекания масла из гидротолкателей (при соответствующей комплектации) укладывайте толкатели рабочими торцами вверх. Проверка 11. Протрите детали ГРМ чистой ветошью и внимательно изучите состояние подшипниковых шеек и кулачков распределительного вала. В случае выявления задиров, царапин или следов износа распределительных валов они должны быть заменены вместе с гидротолкателями. При обнаружении износа или повреждения опорных подшипников требуется заменить головку блока цилиндров в сборе (см. параграф 5). 12. Поочередно укладывая распределительные валы в призмы, при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа определите величину их радиального биения (по подшипниковым шейкам). При выходе результатов измерений за пределы допустимого диапазона распределительный вал подлежит замене. 13. Проверьте состояние толкателей и их посадочных гнезд в головке. В случае выявления признаков чрезмерного износа рабочих поверхностей, трещин, задиров и прочих повреждений, замените толкатели. Замечание: Толкатели подлежат замене также в том случае, если работа клапанного механизма последнее время сопровождалась повышенным шумовым фоном. Установка 14. Перед установкой смажьте сопрягаемые поверхности распределительных валов молибденсодержащей смазкой (с содержанием MoS2). Очистите сопрягаемые поверхности направляющих (передних) подшипников (см. иллюстрацию), нанесите свежий герметик (зеленого цвета).
15. Установите сначала вал впускных клапанов и затяните крепежные болты в порядке, обратном порядку отпускания (см. иллюстрацию 10.6), затем установите вал выпускных клапанов.
1 Приспособление КМ-422 2 Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала 3 Шайба
16. Запрессуйте новые сальники при помощи приспособления КМ-422 (см. иллюстрацию) или другого подходящего инструмента. Перед установкой смажьте наружные поверхности сальников силиконовой смазкой (белого цвета).
29. Высвободите шланг системы вентиляции картера из держателя, выверните 6 крепежных болтов (см. иллюстрацию), отсоедините шланг системы охлаждения и снимите нагнетательную камеру. Закройте каналы впускного воздушного тракта подходящими заглушками.
1 Шланг системы охлаждения 30. Снимите модули зажигания , а затем выверните болты и снимите крышки головок цилиндров. 31. Снимите датчик распределительных валов и, удерживая валы от проворачивания за шестигранные участки при помощи рожкового ключа, снимите с них зубчатые колеса (см. иллюстрацию).
32. Выверните болты крепления крышек и снимите распределительные валы сначала 1 -3-5 цилиндров, а затем 2-4-6 цилиндров (см. иллюстрацию).
1 Вал впускных клапанов 1-3-5 цилиндров 2 Вал выпускных клапанов 1-3-5 цилиндров 3 Вал впускных клапанов 2-4-6 цилиндров 4 Вал выпускных клапанов 2-4-6 цилиндров
Замечание: Выпускные валы должны сниматься в первую очередь. 33. При установке нанесите герметик (черного цвета) на сопрягаемые поверхности (см. иллюстрацию 10.14) крышек опорных (передних) подшипников, установите крышки и затяните их в порядке, обратном порядку снятия. Замените сальники распределительных валов, впрессуйте их при помощи приспособления КМ-422 и крепежных болтов зубчатых колес. 34. Установите зубчатые колеса на валы. При установке зубчатых колес коленчатый вал двигателя должен занимать положение, в котором поршень первого цилиндра не дошел примерно на 60' до ВМТ, - положение меток зубчатых колес показано на сопр. иллюстрации.
35. Установите зубчатый ремень и произведите регулировку фаз газораспределения . 36. Дальнейшая установка производиться в порядке обратном порядку снятия. Особенности для двигателей Y20DTH/Y22DTR 37. Снимите крышку двигателя , отделите корпус вакуумного насоса от головки цилиндров, снимите мультиреберный ремень и натяжное устройство ремня. Установите положение ВМТ для поршня первого цилиндра и зафиксируйте его . 38. Снимите натяжитель (см. иллюстрацию) однорядной цепи, нагрейте горячим воздухом 2 крепежных болта и выверните их. Снимите верхнюю направляющую однорядной цепи.
1 Крепежные болты 2 Натяжитель однорядной цепи 39. Снимите приспособления для проверки ВМТ, выверните крепежный болт и снимите звездочку распределительного вала 40. Проверьте наличие номеров (см. иллюстрацию) на крышках подшипников распределительного вала, при необходимости нанесите метки самостоятельно. Постепенно ослабьте и выверните крепежные болты в указанном на иллюстрации порядке, снимите крышки.
41. Установка производиться в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой крышек нанесите герметик (зеленого цвета) на сопрягаемые поверхности опорного подшипника (см. иллюстрацию).
42. После установки верхней направляющей цепи необходимо выставить положение ВМТ для поршня первого цилиндра, для чего установите приспособление КМ-933 (см. иллюстрацию), отожмите звездочку против часовой стрелки и закрепите в этом положении при помощи фиксирующего болта. Установите приспособление КМ-927 в отверстие звездочки привода ТНВД . Если приспособление не устанавливается, добейтесь совмещения отверстий, ослабляя фиксирующий болт. Установите натяжитель цепи и затяните его с требуемым усилием. Особенности для двигателя Y30DT Замечание: Особенность конструкции ГРМ данного двигателя состоит в том, что опорные подшипники выполнены на отдельном корпусе ГРМ. В случае необходимости их можно заменить, не меняя головку блока цилиндров. Замечание: Подготовительные работы для обеспечения доступа к распределительным валам достаточно трудоемки, потребуется снятие большого количества мелких деталей, шлангов, линий и датчиков. Данные операции приведены в сокращенном виде, в случае необходимости обратитесь на СТО компании Opel. 10.42 Установка приспоболения КМ-933 (4) для выставления ВМТ (двигатели Y20DTH/Y22DTR) 1 Переходник приспособления 2 Специальный ключ (рукоятка) 3 Фиксирующий болт 43. Снимите верхнюю крышку двигателя , отсоедините и снимите аккумуляторную батарею с поддоном , снимите воздухоочиститель , снимите крышку расширительного бачка. 44. Поднимите автомобиль на подъемнике, снимите защиту картера двигателя и слейте охлаждающую жидкость 45. Снимите систему выпуска отработавших газов и кронштейн крепления каталитического преобразователя (см. иллюстрацию).
46. Снимите воздухоочиститель , топливный фильтр и расширительный бачок. 47. Отсоедините и снимите все установленные сверху на двигателе линии такие как шланги системы охлаждения вакуумные линии усилителя руля, топливные магистрали, линии системы вентиляции картера, масляные линии турбокомпрессора, элементы впускно'0 воздушного тракта и выпускной коллектор, вакуумный насос, а так же электронный модуль управления двигателем и другие датчики установленные на головках двигателя. Крепление некоторых наиболее важных элементов показано на сопр. иллюстрациях. 10.47а Снятие модуля (1) управления двигателем (двигатель Y30DT) стрелками указаны болты крепления кронштейна модуля 2,3 Разъемы электропроводки 4 Болт крепления держателя топливной линии 10.47b Снятие впускного воздушного тракта (1) (двигатель Y30DT) стрелками указаны элементы крепления тракта 10.47с Снятие топливораспределительной магистрали (1) (двигатель Y30DT) - стрелками указаны болты крепления 48. Установите специальное приспособление КМ-6352 и снимите правую эпору двигателя, а затем зубчатый ремень привода ГРМ . Снимите заднюю такелажную проушину. 49. Выверните 12 крепежных болтов и снимите крышку корпуса распределительных валов/головки 1-3-5 цилиндров. 50. Отсоедините и снимите линии (см. иллюстрацию) системы смазки. Отпустите 3 гайки и снимите 2 скобы крепления и форсунки.
51. Выверните 13 винтов и 3 болта строго соблюдая установленную последовательность (см. иллюстрацию) и снимите корпус распределительных валов вместе с валами.
Замечание: Болты имеют различную длину, запомните или пометьте места их установки. Выверните 2 болта и 2 гайки и снимите переднюю крышку корпуса распределительных валов. 52. При помощи специальных приспособлений (см. иллюстрацию) ослабьте и выверните болт крепления зубчатого колеса привода распределительных валов. При необходимости воспользуйтесь помощью ассистента.
2 Приспособление КМ-956-1 3 Приспособление КМ-6379 53. Выверните 5 болтов и снимите установочный корпус зубчатого колеса, выверните 8 болтов, снимите 4 крышки (см. иллюстрацию) опорных подшипников и снимите распределительные валы.
54. При необходимости закрепите выпускной распределительный вал в тисках, снимите стопорное кольцо (см. иллюстрацию), компенсационные шайбы и пружину. Снимите с вала компенсационную шестерню.
1 Дополнительного 2 Переднего 3 Остальных 55. Процедура снятия распределительных валов 2-4-6 цилиндров практически совпадает с описанной выше. Отличие заключается в том, что валы имеют 5 крышек опорных подшипников. Необходимо предварительно ослабить болты крепления всех крышек, затем снять переднюю крышку (2) (см. иллюстрацию). Выверните 2 болта и снимите крышку (1) дополнительного подшипника. Снимите оставшиеся крышки.
56. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой очистите все сопрягаемые поверхности. Замените все прокладки, нанесите свежий герметик вместо удаленного. Затяните болты установочного корпуса зубчатого колеса привода распределительных валов 1-3-5 цилиндров (см. иллюстрацию). Болты крепления корпуса зубчатого колеса 2-4-6 цилиндров затягиваются в зеркальном порядке. Не забудьте заменить сальники привода распределительных валов, впрессуйте новые сальники при помощи соответствующего приспособления и крепежных болтов зубчатых колес.
1 Стопорное кольцо 2 Компенсационные шайбы 3 Пружина
57. Если разбирался выпускной распределительный вал, установите пружину на место, убедитесь в ее правильной посадке. Установите компенсационные шайбы так, чтобы выемка на шайбе совпала с установочным отверстием (см. иллюстрацию), и при помощи специального приспособления поверните компенсационную шестерню до совмещения всех установочных отверстий и зафиксируйте от проворачивания,установив в отверстие выколотку диаметром примерно 3 мм. 10.57 Сборка выпускного распределительного вала (двигатель Y30DT) - стрелкой указано установочное отверстие 1 Стопорное кольцо 2 Компенсационная шайба 3 Приспособление КМ-6378 58. При установке валов в корпус метки на шестернях должны совпасть (см. иллюстрацию 10.58а). После установке валов не забудьте извлечь выколотку из шестерни выпускного вала. Затягивание винтов/болтов корпуса распределительных валов должно производиться в порядке, обратном порядку их отпускания (см. иллюстрацию 10.51). Порядок затягивания крышек корпусов распределительных валов приведен на иллюстрации 10.58b. 10.58а При установке метки (указаны стрелкой) на шестернях распределительных валов должны совпасть (двигатель Y30DT) 10.58b Порядок затягивания крепежных болтов крышки корпуса распреде лительных валов (двигатель Y30DT) стрелкой указана сторона установки впускного вала |