Главная |
|
Устройство и экплуатация Обслуживание Двигатель Трансмиссия Подвеска и рулевое Тормоза Кузов Электрооборудование Схемы |
Двигатель Крышка двигателя Проверка компрессии в цилиндрах Диагностика двигателя вакуумметром Подготовительные операции к ремонту Приведение поршня в ВМТ Снятие и установка приводного ремня Снятие и установка ремня/цепи ГРМ Проверка и регулировка клапанов ГРМ Снятие и установка распредвалов Снятие и установка ГБЦ Снятие и установка поддона картера Снятие и установка масляного насоса Измерение давления моторного масла Снятие маховика/приводного диска Замена сальников коленчатого вала Замена опор силового агрегата Снятие двигателя Моменты затяжки резбовых соединений Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха Антифриз Опорожнение и заправка системы охлаждающей жидкостью Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения Обслуживание системы охлаждения, промывка Вентилятор системы охлаждения Радиатор системы охлаждения Водяной насос Термостат Системы управления двигателем Система питания Сбрасывание давления в системе питания бензиновых двигателей Проверка состояния и замена топливных линий и их штуцерных соединений Удаление воздуха из топливного тракта дизельного двигателя Удаление загрязнений и воды из системы питания дизельного двигателя Снятие и установка компонентов впускного воздушного тракта Снятие и установка педали газа Снятие и установка топливного насоса/датчика запаса топлива Снятие и установка хомута крепления топливного фильтра (диз) Снятие и установка топливного бака Снятие и установка клапана вентиляции топливного бака (EVAP) Система управления бензинового двигателя Принцип функционирования систем впрыска топлива бензиновых двигателей Снятие и установка топливных инжекторов Система управления дизельного двигателя Принцип функционирования систем впрыскатоплива дизельных двигателей Снятие и установка топливных форсунок Снятие и установка ТНВД Турбокомпрессор и интеркулер - общая информация Сажеулавливающий фильтр (1.9 л) Система выпуска отработавших газов Снятие и установка системы выпуска отработавших газов Снятие и установка сажеулавливающего фильтра (Z19DT) Снятие лямбда-зондов Системы снижения токсичности отработавших газов - общая информация Системы вентиляции и отопления салона Дефлекторы воздуховодов Панель управления отопления/вентиляции/ кондиционирования (HVAC) Электромотор привода смесительной заслонки Электромотор заслонки системы циркуляции воздуха Электромотор управления распределением воздушного потока Рукав подачи воздуха в пассажирский ножной колодец Электромотор вентилятора HVAC Резистивная сборка электромотора вентилятора отопителя Дополнительный обогреватель(дизель) Теплообменник отопителя Электрика двигателя Электрика двигателя Коды неисправностей двигателя Системы зажигания/накаливания и управления Система самодиагностики OBD Применение осциллографа Свечеи, катушки и модуль зажигания Свечи накаливания (дизель) Аккумулятор Генератор Регулятор напряжения, щётки генератора Стартер |
Подготовительные операции для ремонта двигателя1. В данном Разделе приведены некоторые подготовительные операции, выполнение которых требуется при проведении различных работ по ТО и ремонту двигателя. Как правило, они являются общими для всех двигателей описываемых в данном Руководстве. При первом знакомстве с руководством, материалы данного Раздела можно пропустить - обращайтесь к ним только когда обнаружите соответствующую ссылку в других разделах и главах. Снятие и установка крышки мультиреберного ремня и защиты картера двигателя2. При проведении многих операций для освобождения доступа к соответствующим агрегатам требуется на бензиновых моделях снимать крышку мультиреберного ремня, а для дизельных моделей защиту картера двигателя. 3. Предварительно необходимо поддомкратить и установить автомобиль на подставки или поднять его на подъемнике. 4. Для снятия крышки (см. иллюстрацию) мультиреберного ремня выверните 4 болта.
Замечание: В некоторых случаях может понадобиться снятие правого переднего колеса. 5. Для снятия защиты картера (см. иллюстрацию) выверните 10 (на моделях, оборудованных двигателем объемом 1.9 л - 17) болтов крепления и снимите ее.
6. Защита картера может иметь сервисную крышку, предназначенную для освобождения доступа к сливной пробке на картере для слива двигательного масла - при необходимости выверните 4-5 крепежных болтов (в зависимости от модели) и снимите крышку. 7. Установка производится в обратном порядке. Снятие правой опоры двигателя8. Конструкция передней подвески и расположение приводных агрегатов на двигателях исполнены таким образом, что для снятия зубчатого ремня/цепи привода ГРМ, на некоторых моделях и мультиреберного ремня, а также для демонтажа некоторых агрегатов требуется отсоединить правую опору двигателя. Для этого предусмотрена возможность демонтажа правой опоры без снятия двигателя. 9. Для проведения работ потребуется подъемное устройство (тельфер) с соответствующими приспособлениями для поднятия двигателя, либо универсальный или специализированный комплект приспособлений фирмы Opel для удерживания двигателя на переднем подрамнике автомобиля во время снятия/замены опоры. При снятии ремня/ цепи на некоторых двигателях для извлечения болтов крепления из посадочных гнезд может потребоваться слегка поднять/опустить двигатель. В этом случае для вывешивания силового агрегата необходимо использовать только подъемное устройство, позволяющее изменять положение двигателя после снятия опоры. В некоторых случаях для вывешивания двигателя можно использовать домкрат, проложив между головкой домкрата и двигателем деревянный брусок подходящего размера. Все работы со снятием опор двигателя рекомендуется выполнять на СТО компании Opel. 10. Ниже описана процедура установки/снятия универсального приспособления на примере двигателя Z18XE. Замечание: Для некоторых двигателей могут дополнительно понадобиться специальные переходники 11. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Главу 5), снимите крышку двигателя (см. Раздел 2) и воздухоочиститель (см. Главу 4). 12. Поддомкратьте и установите автомобиль на подставки или поднимите его на подъемнике. Снимите крышку мультиреберного ремня или защиту картера двигателя (см. выше). Высвободите из держателей проложенные по подрамнику передней подвески 2 гидравлические линии усилителя руля.
13. Установите приспособление OpelКМ-6313 (см. иллюстрацию) сначала на левую сторону подрамника (I), а затем на правую (II). Направляющие пальцы приспособления должны войти в отверстия на подрамнике. Затяните крепежные болты. 14. Установите и закрепите 3 опоры (см. иллюстрацию) приспособления: А - со стороны коробки передач, В - со стороны правой опоры. Отрегулируйте высоту опор, выкручивая их вверх пока они не упрутся в блок двигателя - приспособление должно плотно, без люфта, зафиксироваться на подрамнике.
15. Опустите автомобиль выверните крепежные болты (см. иллюсграции) и снимите опору двигателя. При необходимости снимите кронштейн крепления опоры к блоку двигателя. Замечание: Общий вид и крепление опор на разных моделях может несколько отличаться от показанных на иллюстрациях.-
2 Болты крепления опоры к лонжерон 3,4 Болты и гайка крепления опоры к кронштейну
1 Болты крепления опоры к кронштейну 2,3 Болты крепления опоры к лонжерону
16. Демонтаж приспособления производится в обратном порядке. Снятие и установка шкива коленчатого вала17. Шкив устанавливается непосредственно на цапфу или на шестерню коленчатого вала. На большинстве двигателей шкив исполняет роль демпфера крутильных колебаний. 18. Перед снятием шкива предварительно должны быть сняты крышка мультиреберного ремня/защита картера двигателя и мультиреберный ремень Замечание: Может потребоваться снятие правого переднего колеса.
19. Снятие шкива не представляет особых сложностей. В зависимости от модели необходимо открутить один центральный или несколько расположенных по периметру посадочного фланца болтов. Чтобы открутить болты предварительно следует заблокировать от проворачивания маховик двигателя. На двигателях Z16XE/Z18XE извлеките заглушку на куполе маховика, и установите специальное приспособление Ореl-КМ-911 (см. иллюстрацию). Замечание: Незабывайте извлекать стопорное приспособление, если после отсоединения шкива необходимо будет провернуть коленчатый вал. На некоторых моделях двигателей коленчатый вал можно удерживать от проворачивания за ценральный шестигранник при помощи ключа с накидной головкой (в этом случае болты крепления шкива расположены по его периметру).
20. Шкивы, на которых есть равномерно расположенные по внутреннему периметру отверстия, или крепление обода шкива к цапфе выполнено в виде спиц, можно удерживать от проворачивания при помощи специальных приспособлений (см. иллюстрацию), так же как при снятии зубчатых колёс привода распределительных валов (см. ниже), - воспользуйтесь помощъо ассистента. 21. На двигателях с высоким сопротивлением проворачиванию вручную (например, двигатель Z32SE), болты крепления шкива отпускаются и выворачиваются при надетом мультиреберном ремне. Затем необходимо снять ремень , снять шкив с цапфы коленчатого вала. 22. Если коробка передач была предварительно отсоединена от двигателя, блокировка маховика производится при помощи специального стопора, устанавливающегося на корпус двигателя 23. Для устранения неисправности при совершении дальней поездки, когда нет возможности поддомкратить автомобиль и т.п., с целью блокировки коленчатого вала от проворачивания попросите помощника включить высшую передачу и до упора выжать педаль ножного тормоза (на моделях с РКПП). 24. Перед снятием, если нет специальных меток или посадочных штифтов/ шпонок для установки шкива в строго определенном положении, необходимо запомнить его положение на посадочном фланце/хвостовике коленчатого вала - нанесите метки самостоятельно при помощи керна или маркера. 25. Установка шкива производится в порядке, обратном его снятию. Затяните крепежные болты с требуемым усилием (см. Спецификации). При установке следует использовать только новые болты. Снятие и установка зубчатых колес/звездочек распределительных валовСнятие 26. На двигателях с ременным приводом ГРМ - предварительно необходимо снять зубчатый ремень (см. Раздел 8). На двигателях с приводом ГРМ посредством цепи отпускать болты крепления звездочек можно при надетой цепи, а при выполнении некоторых операций это просто необходимо.
1. Приспособление КМ-6347 2. Приспособление КМ-956-1 3. Крепежные болты приспособления 4. Крепежный болт колеса 27. В первую очередь, как правило, снимается колесо распределительного вала выпускных клапанов. Для снятия зубчатого колеса установите приспособления КМ-6347 и КМ-956-1 (см. иллюстрацию) так, чтобы проточки приспособления КМ-6347 вошли в зацепление с колесом и, повернув приспособление по часовой стрелке, затяните 2 крепежных болта. Замечание: Если передняя часть распределительного вала выполнена в форме шестигранника, вывернуть болт крепления зубчатого колеса можно, удерживая вал при помощи ключа (см. ниже). 28. Воспользуйтесь помощью ассистента для удерживания колеса от проворачивания при помощи установленного приспособления, выверните крепежный болт колеса и снимите колесо. Снимите приспособление со шкива. Повторите процедуру для снятия остальных (на соответствующих моделях) зубчатых колес.
29. Для снятия звездочек (зубчатых колес - на некоторых моделях) привода распределительных валов необходимо вывернуть крепежный болт, удерживать соответствующий вал от проворачивания за шестигранную часть при помощи второго ключа (см. иллюстрацию). Установка 30. Установите колеса/звездочки поочередно на свои места - затяните их крепежные болты вручную. Замечание: На некоторых моделях зубчатые колеса впускных и выпускных распределительных валов имеют различное исполнение - будьте внимательны. Затем удерживая колеса/звездочки от проворачивания (см. выше) затяните крепежные болты с требуемым усилием. При установке должны совпасть установочные метки колеса и распределительного вала - обычно они выполнены в виде направляющих штифтов или шпонок. |