Главная |
|
Устройство и экплуатация Обслуживание Двигатель Трансмиссия Подвеска и рулевое Тормоза Кузов Электрооборудование Схемы |
Двигатель Крышка двигателя Проверка компрессии в цилиндрах Диагностика двигателя вакуумметром Подготовительные операции к ремонту Приведение поршня в ВМТ Снятие и установка приводного ремня Снятие и установка ремня/цепи ГРМ Проверка и регулировка клапанов ГРМ Снятие и установка распредвалов Снятие и установка ГБЦ Снятие и установка поддона картера Снятие и установка масляного насоса Измерение давления моторного масла Снятие маховика/приводного диска Замена сальников коленчатого вала Замена опор силового агрегата Снятие двигателя Моменты затяжки резбовых соединений Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха Антифриз Опорожнение и заправка системы охлаждающей жидкостью Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения Обслуживание системы охлаждения, промывка Вентилятор системы охлаждения Радиатор системы охлаждения Водяной насос Термостат Системы управления двигателем Система питания Сбрасывание давления в системе питания бензиновых двигателей Проверка состояния и замена топливных линий и их штуцерных соединений Удаление воздуха из топливного тракта дизельного двигателя Удаление загрязнений и воды из системы питания дизельного двигателя Снятие и установка компонентов впускного воздушного тракта Снятие и установка педали газа Снятие и установка топливного насоса/датчика запаса топлива Снятие и установка хомута крепления топливного фильтра (диз) Снятие и установка топливного бака Снятие и установка клапана вентиляции топливного бака (EVAP) Система управления бензинового двигателя Принцип функционирования систем впрыска топлива бензиновых двигателей Снятие и установка топливных инжекторов Система управления дизельного двигателя Принцип функционирования систем впрыскатоплива дизельных двигателей Снятие и установка топливных форсунок Снятие и установка ТНВД Турбокомпрессор и интеркулер - общая информация Сажеулавливающий фильтр (1.9 л) Система выпуска отработавших газов Снятие и установка системы выпуска отработавших газов Снятие и установка сажеулавливающего фильтра (Z19DT) Снятие лямбда-зондов Системы снижения токсичности отработавших газов - общая информация Системы вентиляции и отопления салона Дефлекторы воздуховодов Панель управления отопления/вентиляции/ кондиционирования (HVAC) Электромотор привода смесительной заслонки Электромотор заслонки системы циркуляции воздуха Электромотор управления распределением воздушного потока Рукав подачи воздуха в пассажирский ножной колодец Электромотор вентилятора HVAC Резистивная сборка электромотора вентилятора отопителя Дополнительный обогреватель(дизель) Теплообменник отопителя Электрика двигателя Электрика двигателя Коды неисправностей двигателя Системы зажигания/накаливания и управления Система самодиагностики OBD Применение осциллографа Свечеи, катушки и модуль зажигания Свечи накаливания (дизель) Аккумулятор Генератор Регулятор напряжения, щётки генератора Стартер |
Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы управленияЗамечание: Приведенный ниже материал носит лишь описательный характер и не привязан ни к какой конкретной марке или модели автомобиля. Общая информация 1. Цифровые мультиметры отлично подходят для проверки электрических цепей, находящихся в статическом состоянии, а также для фиксации медленных изменений отслеживаемых параметров. При проведении же динамических проверок, выполняемых на работающем двигателе, а также при выявлении причин спорадических сбоев совершенно незаменимым инструментом становится осциллограф. 2. Некоторые осциллографы позволяют сохранять осциллограммы во встроенном модуле памяти с последующим выводом результатов на печать или перекачкой их на носитель персонального компьютера уже в стационарных условиях. 3. Осциллограф позволяет наблюдать периодические сигналы и измерять напряжение, частоту, ширину (длительность) прямоугольных импульсов, а также уровни медленно меняющихся напряжений. Осциллограф может быть использован при выполнении следующих процедур: a) Выявления сбоев нестабильного характера; b) Проверки результатов произведенных исправлений; c) Мониторинга активности лямбда-зонда системы управления двигателя, оборудованного каталитическим преобразователем; d) Анализа вырабатываемых лямбда-зондом сигналов, отклонения параметров которых от нормы явлеется безусловных свидетельством нарушения исправности функционирования системы управления в целом. С другой стороны, правильное формы выдаваемых датчиком импульсов может служить надежносй гарантией отсутствия нарушений системе управления. 4. Надежность и простота эксплуатации современных осциллографов не требуют от оператора никаких особых специальных знаний и опыта. Интерпретация полученной информации может быть легко произведена путем элементарного визуального сравнения снять в ходе проверки осциллограмм с приведенными ниже временными зависимостями, типичными для различных датчиков и исполнительных устройств автомобильных систем управления. Параметры периодических сигналов
5. Каждый, снимаемый при помощи осциллографа сигнал, может быть описан при помощи следующих основных параметров (см. сопр. иллюстрацию). a) Амплитуда: Разность максимального и минимального напряжений (В) сигнала в пределах периода; b) Период: Длительность цикла сигнала (мс); c) Частота: Количество циклов в секунду (Гц); d) Ширина: Длительность прямоугольного импульса (мс, мкс); e) Скважность: Отношение периода повторения к ширине (В зарубежной терминологии применяется обратный скважности параметр называемый рабочим циклом, выраженный в %); 6. Обычно характеристики неисправного устройства сильно отличаются от эталонных, что позволяет опытному оператору легко и быстро выявить отказавший компонент путем анализа соответствующей осциллограммы. 7. Сигналы постоянного тока - анализируется только напряжение сигнала (см. сопр. иллюстрации). 4.7а Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ)
4.7d Подогреваемый лямбда-зонд
8. Сигналы переменного тока анализируются амплитуда, частота и форма сигнала (см. сопр. иллюстрацию).
9. Частотно-модулированные сигналы - анализируются амплитуда, частота, форма сигнала и ширина периодических импульсов (см. сопр. иллюстрации).
4.9d Работающие на эффекте Холла датчики оборотов и положения валов
f) Форма сигнала: Последовательность прямоугольных импульсов, единичные выбросы, синусоида, пилообразные импульсы, и т.п.
10. Сигналы, модулированные по ширине импульса (ШИМ) - анализируются амплитуда, частота, форма сигнала и скважность периодических импульсов (см. сопр. иллюстрации).
4.10с Первичная обмотка катушки зажигания
11. Форма выдаваемого осциллографом сигнала зависит от множества различных факторов и может в значительной мере изменяться. 12. В виду сказанного, прежде чем приступать к замене подозреваемого компонента в случае несовпадения формы снятого диагностического сигнала с эталонной осциллограммой, следует тщательно проанализировать полученный результат (см. сопр. иллюстрации).
Напряжение 13. Нулевой уровень эталонного сигнала нельзя рассматривать в качестве абсолютного опорного значения, «ноль» реального сигнала, в зависимости от конкретных параметров проверяемой цепи, может оказаться сдвинутым относительно эталонного ([1] - см. иллюстрацию 4.12а) в пределах определенного допустимого диапазона. 14. Полная амплитуда сигнала зависит от напряжения питания проверяемого контура и также может варьироваться в определенных пределах относительно эталонного значения ([3] - см. иллюстрацию 4.12а и [2] - см. иллюстрацию 4.12b). 15. В цепях постоянного тока пределы напряжения сигнала соответствуют напряжению питания. В качестве примера можно привести цепь системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC), сигнальное напряжение которой никак не изменяется с изменением оборотов двигателя. 16. В цепях переменного тока амплитуда сигнала уже однозначно зависит от частоты срабатывания источника сигнала, так, амплитуда сигнала, выдаваемого датчиком положения коленчатого вала (СКР) будет увеличиваться с повышением оборотов двигателя,
30. Исправность функционирования может быть легко проверена при мощи осциллографа путем визуального наблюдения изменений формы управляющего сигнала при варьировании рабочих параметров двигателя. Так, длительность импульсов при проворачивании двигателя на холостых оборотах должна быть несколько выше, чем при работе агрегата на низких оборотах. Повышение оборотов двигателя должно сопровождаться соответственным увеличением времени пребывания инжекторов в открытом состоянии, Данная зависимость особенно хорошо появляется при открывании дроссельной заслонки короткими нажатиями на педаль газа. 31. При помощи тонкого щупа из прилагаемого к осциллографу набора подсоедините красный провод прибора к инжекторной клемме ЕСМ системы управления двигателем. Щуп второго сигнального провода (черного) осциллографа надежно заземлите. 32. Проанализируйте форму считываемого во время проворачивания двигателя сигнала. 33. Запустив двигатель, проверьте форму управляющего сигнала на холостых обротах. 34. Резко нажав на педаль газа, поднимите частоту вращения двигателя до 3000 об/мин, - продолжительность управляющих импульсов в момент акселерации должна заметно увеличиться, с последующей стабилизацией на уровне равном, или чуть меньшем свойственному оборотам холостого хода. 35. Быстрое закрывание дроссельной заслонки должно приводить к спрямлению осциллограммы, подтверждающему факт перекрывания инжекторов (для систем с отсеканием подачи топлива). 36. При холодном запуске двигатель нуждается в некотором обогащении воздушно-топливной смеси, что обеспечивается автоматическим увеличением продолжительности открывания инжекторов. По мере прогрева длительность управляющих импульсов на осциллограмме должна непрерывно сокращаться, постепенно приближаясь к типичному для холостых оборотов значению. 37. В системах впрыска, в которых не применяется инжектор холодного запуска, при холодном запуске двигателя используются дополнительные управляющие импульсы, проявляющиеся на осциллограмме в виде пульсаций переменной длины. 38. В приведенной ниже таблице представлена типичная зависимость длительности управляющих импульсов открывания инжекторов от рабочего состояния двигателя.
Индуктивные датчики 39. Запустите двигатель и сравните осциллограмму, снимаемую с выхода индуктивного датчика с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной.
40. Увеличение оборотов двигателя должно сопровождаться увеличением амплитуды вырабатываемого датчиком импульсного сигнала. Электромагнитный клапан стабилизации оборотов холостого хода (IAC) 41. В автомобилестроении используются электромагнитные клапаны IAC множества различных типов, выдающих сигналы также различной формы. 42. Общей отличительной чертой всех клапанов является тот факт, что скважность сигнала должна уменьшаться с возрастанием нагрузки на двигатель, связанной с включением дополнительных потребителей мощности, вызывающих понижение оборотов холостого хода. 43. Если скважность осциллограммы изменяется с увеличением нагрузки, однако при включении потребителей имеет место нарушение стабильности оборотов холостого хода, проверьте состояние цепи электромагнитного клапана, а также правильность выдаваемого ЕСМ командного сигнала. 44. Обычно в цепях стабилизации оборотов холостого хода используется 4полюсный шаговый электромотор, описание которого приведено ниже. Проверка 2-контактных и 3-контактных клапанов IAC производится в аналогичной манере, однако осциллограммы выдаваемых ими сигнальных напряжений совершенно непохожи. 45. Шаговый электромотор, реагируя на выдаваемый ЕСМ пульсирующий управляющий сигнал, производит ступенчатую корректировку оборотов холостого хода двигателя в соответствии с рабочей температурой охлаждающей жидкости и текущей нагрузкой на двигатель. 46. Уровни управляющих сигналов могут быть проверены при помощи осциллографа, измерительный щуп которого подключается поочередно к каждой из четырех клемм шагового мотора. 47. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и оставьте его работающим на холостых оборотах. 48. Для увеличения нагрузки на двигатель включите головные фары, кондиционер воздуха, либо, - на моделях с гидроусилителем руля, - поверните рулевое колесо. Обороты холостого хода должны на короткое время упасть, однако тут же вновь стабилизироваться за счет срабатывания клапана IAC. 49. Сравните снятую осциллограмму с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной.
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Замечание: В Разделе приводятся осциллограммы, типичные для наиболее часто применяемых на автомобилях лямбда-зондов циркониевого типа, в которых не используется опорное напряжение 0.5В. В последнее время все большую популярность приобретают титановые датчики, рабочий диапазон сигнала которых составляет 0+5 В, причем высокий уровень напряжения выдается при сгорании обедненной смеси, низкий, - обогащенной. 50. Подсоедините осциллограф между клеммой лямбда-зонда на ЕСМ и массой. 51. Удостоверьтесь, что двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры. 52. Сравните выведенную на экран измерителя осциллограмму с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной зависимостью.
53 Если снимаемый сигнал не является волнообразным, а представляет собой линейную зависимость, то, в зависимости от уровня напряжения, это свидетельствует о чрезмерном переобеднении (0 + 0.15 В), либо переобогащении (0.6 + 1 В) воздушно-топливной смеси. 54. Если на холостых оборотах двигателя имеет место нормальный волнообразный сигнал, попробуйте несколько раз резко выжать педель газа, - колебания сигнала не должны выходить за пределы диапазона 0 + 1 В. 55. Увеличение оборотов двигателя должно сопровождаться повышением амплитуды сигнала, уменьшение - снижением. Датчик детонации (KS) 56. Подсоедините осциллограф между клеммой датчика детонации ЕСМ и массой. 57. Удостоверьтесь, что двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры. 58. Резко выжмите педаль газа и сравните форму снимаемого сигнала переменного тока с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной осциллограммой.
59. При недостаточной четкости изображения легонько постучите по блоку цилиндров в районе размещения датчика детонации. 60. Если добиться однозначности формы сигнала не удается, замените датчик KS, либо проверьте состояние электропроводки его цепи. Сигнал зажигания на выходе усилителя 61. Подсоедините осциллограф между клеммой усилителя зажигания ЕСМ и массой. 62. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и оставьте его работающим на холостых оборотах. 63. На экран осциллографа должна выдаваться последовательность прямоугольных импульсов постоянного тока. Сравните форму принимаемого сигнала с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной осциллограммой, уделяя пристальное внимание совпадению таких параметров, как амплитуда, частота и форма импульсов.
64. При увеличении оборотов двигателя частота сигнала должна увеличиваться прямо пропорционально. Первичная обмотка катушки зажигания 65. Подсоедините осциллограф между клеммой катушки зажигания ЕСМ и массой. 66. Прогрейте двигатель до нормаль- ной рабочей температуры и оставьте его работающим на холостых оборотах. 67. Сравните форму принимаемого сигнала с приведенной на сопр. иллюстрации эталонной осциллограммой, - положительные броски напряжения должны иметь постоянную амплитуду.
68. Неравномерность бросков может быть вызвана чрезмерным сопротивлением вторичной обмотки, а также неисправностью состояния ВВ проводов катушки или свечного провода. |