Главная |
|
Устройство и экплуатация Обслуживание Двигатель Трансмиссия Подвеска и рулевое Тормоза Кузов Электрооборудование Схемы |
Обслуживание Приобретение запасных частей Поддомкрачивание автомобиля Буксировка автомобиля Запуск двигателя "прикуриванием" Диагностика неисправностей Неисправности двигателя и его систем Неисправности ходовой части и шин Неисправности подвески и рулевой Неисправности тормозов Неисправности сцепления Неисправности МКП Неисправности АКП Неисправности отопителя Дефекты стеклоочистителя График планового ТО Проверка уровней жидкостей Колеса и шины Замена масла и фильтра Проверка и замена мультиреберного ремня Слив отстоя, удаление воздуха из фильтра (дизель) Проверка состояния и замена шлангов Проверка системы охлаждения Проверка аккумулятора Проверка и замена стеклоочистителей Осмотр деталей подвески и рулевого привода Проверка тормозной системы Проверка электрооборудования Смазывание замков, петель и упоров Замена воздушного фильтра Замена салонного фильтра Замена топливного фильтра Проверка оборотов холостого хода и состава ОГ Замена свечей зажигания Проверка зубчатого ремня ГРМ Контроль давления воздуха в шинах |
Замена двигательного масла и масляного фильтраЗамена масла Замечание: При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях интервалы между очередными заменами двигательного масла/масляного фильтра следует сократить (см. Раздел 1). 1. Регулярное и достаточно частое выполнение замены двигательного масла является одной из основных процедур профилактического обслуживания автомобиля, лежащих в пределах квалификации среднестатистического механика-любителя. С течением времени двигательное масло подвержено старению, что проявляется в постепенном его разжижении и загрязнении, ведущим к преждевременному износу внутренних компонентов двигателя. Замену масляного фильтра необходимо производить при каждой смене двигательного масла. 2. Удостоверьтесь в наличии под рукой всех материалов и инструментов, необходимых для выполнения замены масла и масляного фильтра (см. сопр. иллюстрацию). Приготовьте также достаточное количество ветоши и старых газет для сбора следов пролитого масла. Перед заменой масла двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры - горячее масло обладает большей текучестью и лучше вымывает шлам и осадки. 6.2 Основные инструменты, необходимые для замены двигательного масла и масляного фильтра 1. Сливная емкость - должна быть неглубокой и достаточно широкой, чтобы свести к минимуму вероятность проливания масла на землю 2. Резиновые перчатки - помогут защитить руки от ожогов при неизбежном попадании на них масла во время выворачивания сливной пробки поддона картера 3. Ворот - иногда сливная пробка оказывается затянутой достаточно туго, что требует значительного усилия при ее выворачивании 4. Сменная торцевая головка применяется в паре с воротом или оборудованным храповиком приводом при выворачивании сливной пробки, должна соответствовать последней по размеру 5. Ленточный ключ - позволяет вывернуть полнопоточный масляный фильтр в условиях ограниченного к нему доступа 6. Специальный накидной ключ надевается на торец фильтра и может затем вращаться при помощи ворота илихрапового привода, должен отвечать корпусу фильтра по размеру 3. Масло из двигателя может быть удалено двумя способами: откачано при помощи специального шприца (устройства) через трубку щупа измерения уровня двигательного масла, либо слито через сливное отверстие в поддоне картера двигателя. В зависимости от наличия соответствующего оборудования можно выбрать любой из них - первый более предпочтителен для условий частного гаража, т.к. не требует специального подъемного оборудования или смотровой ямы. Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке, взведите рычаг стояночного тормоза и заглушите двигатель. 4. При замене масла на двигателях Z20NET7Z22SE/Z22YH/Y20DTH/ Y22DTR необходимо предварительно снять крышку двигателя (см. Главу 2). 5. Снимите крышку маслозаливной горловины (см. Раздел 4). 6. На двигателях Z20NET/Z22SE/ Z22YH/Z19DT/Y20DTH/Y22DTR при помощи специального накидного ключа снимите крышку (см. сопр. иллюстрацию) масляного фильтра. При откручивании крышки фильтра масло начинает стекать в поддон картера двигателя, подождите, пока из фильтра не стечет все масло, и затем извлеките фильтрующий элемент. Замечание: На двигателе Y30DT снятие крышки фильтра и замена фильтрующего элемента производится после слива масла из двигателя (см. далее). На СТО для снятия крышки используют специальное приспособление Opel - КМ-6374.
7. Извлеките измерительный щуп из трубки (см. Раздел 4) и откачайте масло при помощи специального приспособления. Если нет специального шприца/устройства, двигательное масло может быть слито из картера, для чего поднимите автомобиль при помощи подъемника, загоните его на эстакаду, либо поддомкратьте и установите на подпорки. 8. Заберитесь под автомобиль и ознакомьтесь с расположением сливной пробки поддона картера (см. сопр. иллюстрацию). Помните, что силовой агрегат и компоненты системы выпуска отработавших газов в течение всего времени выполнения процедуры будут оставаться достаточно горячими, - продумайте схему безопасных манипуляций руками, чтобы избежать случайного контакта с разогретыми поверхностями.
9. На дизельных двигателях с рабочим объемом 1.9 л необходимо предварительно вывернуть 17 крепежных болтов и защиту картера двигателя. На дизельных двигателях Y20DTH/Y22DTR/Y30DT защита картера оборудована сервисной крышкой Для ее снятия необходимо вывернуть 4-5 болтов (в зависимости от модели) 10. Установите сливную емкость подподдоном картера, с тем расчетом, что в первый момент струя будет вытекать через отверстие с приличным напором. Стараясь не прикасаться к разогретым поверхностям силового агрегата и компонентов системы выпуска выверните сливную пробку из нижней части поддона картера. При выполнении данной операции рекомендуется надевать защитные резиновые перчатки. Позвольте маслу беспрепятственно стекать в емкость, соответствующие, образом корректируя положение последней по мере ослабевания напора струи. 11. После того как масло прекратит вытекать из картера двигателя, тщательно протрите сливную пробку чистой ветошью, - к ней могут подлипнуть мелкие металлические опилки, которые немедленно приведут к загрязнениям свежего масла. Проверьте слитое масло на присутствие в нем металлических опилок. Если в двигательном масле в большом количестве имеется металлическая стружка или продукты износа, это создает опасность засорения масляных каналов и повреждения деталей кривошипно-шатунного механизма, например, коренных или шатунных подшипников коленчатого вала. Для исключения возможных последствий необходимо тщательно очистить масляные каналы и шланги, при необходимости заменить маслоохладитель. 12. Протрите поверхность поддона вокруг сливного отверстия, вверните пробку на место и затяните с требуемым усилием (см. Спецификации). Не забудьте заменить медную/алюминиевую уплотнительную прокладку резьбового соединения сливной пробки. 13. При соответствующей комплектации установите на место сервисную крышку/защиту картера. Соберите следы пролитого масла, извлеките из-под автомобиля сливную емкость и инструменты. Опустите автомобиль на землю. Масляный фильтр устанавливается на место и затягивается с соответствующим усилием (см. ниже). Не забудьте установить на место крышку двигателя. Замена фильтра Замечание: При замене фильтрующего элемента/фильтра уплотнительные прокладки должны заменяться в обязательном порядке. Как правило, они входят в комплект сменного элемента/фильтра, - проверяйте их наличие при покупке. Если они не предусмотрены комплектацией, не забудьте дополнительно их приобрести. 14. На рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях используются масляные фильтры со сменными бумажными фильтрующими элементами и сменные масляные фильтры. Вместо цельного сменного масляного фильтра можно использовать специальный фильтр (см. сопр. иллюстрацию), позволяющий производить замену только фильтрующего элемента. Масляный фильтр/сменный элемент фильтра меняется, как правило, при замене масла.
1 Корпус фильтра 2 Крышка фильтра 3 Сменный фильтрующий элемент 4 Сливное отверстие Замечание: Не зависимо от варианта исполнения фильтров сменные бумажные элементы взаимозаменяемы. 15. Порядок снятия крышки фильтра со сменным бумажным элементом приведен выше (см. параграфы 4-6). После снятия крышки замените сменный элемент и уплотнительные прокладки (см. сопр. иллюстрации).
1 Сменный фильтрующий элемент 2 Уплотнительная прокладка 3 Крышка масляного фильтра
1 Крышка масляного фильтра 2 Уплотнительные прокладки 3 Сменный фильтрующий элемент
16. Двигатели Z16XEP/Z18XE(R) оборудуются неразборным полностью сменным фильтром. Их демонтаж производится на СТО при помощи специального приспособления Hazet-2172 (см. сопр. иллюстрацию) или можно просто проткнуть боковину корпуса фильтра острой кромкой отвертки и использовать отвертку как рычаг при отворачивании фильтра. После отворачивания фильтра чтобы не пролить масло дайте ему стечь в заранее подготовленную для этого емкость.
17. Перед установкой цельного фильтра протрите чистой ветошью место посадки фильтра на блоке двигателя, при необходимости удалите остатки старой уплотнительной прокладки, смажьте уплотнительную прокладку нового фильтра чистым двигательным маслом. 18. Вручную заверните новый масляный фильтр до появления легкого сопротивления (прокладка прижалась к фланцу двигателя), затем дотяните фильтр еще на пол-оборота. 19. По окончании замены фильтрующего элемента/фильтра установите на место все снимавшиеся компоненты. Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм Сливная пробка поддона картера двигателя Двигатели Z16XEP/Z18XE.........................................14 Масляный фильтр/крышка масляного фильтра Двигатель Z19DT(H) .....30 Заправка свежего двигательного масла Замечание: Указанная в Спецификациях или паспорте автомобиля заправочная емкость масла является приблизительной. Каждый раз после замены масла необходимо обязательно проверять его уровень при помощи измерительного щупа - при необходимости произвести соответствующую корректировку. 20. Залейте свежее масло в приемную горловину двигателя, - с целью минимизации потерь воспользуйтесь воронкой. Заливайте масла примерно на 12 литра меньше требуемого количества (см. Спецификации в начале Главы), обождите несколько минут, позволив маслу стечь в поддон, затем проверьте его уровень по измерительному щупу (см. Раздел 4). Если уровень находится выше нижней отметки, запустите двигатель, обеспечив циркуляцию свежего масла (контрольная лампа давления масла при первом запуске может погаснуть с определенной задержкой, связанной с необходимостью заполнения объема фильтрующего элемента). Замечание: Для подъема уровня масла от нижней (MIN) отметки на щупе до верхней (МАХ) требуется чуть меньше одного литра масла. 21. Дав двигателю поработать в течение примерно одной минуты, вновь заглушите его, и сразу же загляните под автомобиль - проверьте нет ли утечек через сливную пробку и полнопоточный фильтр. В случае необходимости немного подтяните допускающий утечки компонент. 22. В ходе циркуляции масла по двигателю (в течение 1 минуты), происходит заполнение нового масляного фильтра. Теперь необходимо вторично проверить уровень масла и в случае необходимости долить еще некоторое его количество, доведя уровень до верхней отметки на лезвии щупа (проверку производите спустя примерно 5 минут после выключения двигателя, - масло должно успеть полностью стечь в поддон картера). Если уровень масла слишком высок, то его нужно откачать, иначе повышенное давление может привести к выдавливанию прокладок и сальников системы смазки или избыточное количество масла может попасть в каталитический преобразователь отработавших газов и вывести его из строя. После пробного запуска еще раз проверьте герметичность пробки сливного отверстия и соединений масляного фильтра, при необходимости затяните их плотнее (соблюдая усилия затяжки).- 23. Во время первых нескольких поездок после смены двигательного масла старайтесь как можно чаще проверять его уровень. 24. Слитое с двигателя отработанное масло вторичному употреблению не подлежит и должно быть сдано на специальный приемный пункт. Ни в коем случае не сливайте отработку на землю или в канализацию - перелейте его в герметично закрываемую тару и при первой же возможности сдайте. Измерение температуры двигательного масла 25. При проведении различных регулировочных работ может потребоваться точное знание температуры двигательного масла. 26. Измерение температуры масла необходимо производить в картере двигателя на уровне приблизительно 1 см от дна картера. Измерение производится специальным прибором (см. сопр. иллюстрацию), для чего необходимо вставить измерительный зонд прибора в направляющую трубку щупа измерения уровня двигательного масла и протолкнуть его до касания дна картера, а затем вытянуть примерно на 1 см.
27. Чтобы через направляющую трубку не подсасывался воздух, отверстие необходимо закрыть резиновой пробкой. 28. Температура масла зависит от нагрузки двигателя. Значение 80'С соответствует нормальной рабочей температуре двигателя. При экстремальной нагрузке температура масла может достигать 150*С. Измерение давления двигательного масла 29. Для диагностики состояния масляного насоса и степени износа подшипников коленчатого вала может производиться измерение точного значения давления масла в системе смазки двигателя. Описание процедуры приведено в Главе 2. |